Ротвейлер Жардан
Добавлено: 28 мар 2011, 23:01
Т.е. каждый род не может охотиться на какое-то одно животное?Daos писал(а):а на некоторых животных табу - каждому роду своё.
Т.е. каждый род не может охотиться на какое-то одно животное?Daos писал(а):а на некоторых животных табу - каждому роду своё.
Хантыйское мировоззрение представлено тремя пластами древних верований: фетишизм, тотемизм, анимизм.
Анимизм основан на признании духов и душ. Особенности хантыйского мировоззрения заключаются в том, что в культуре хантов сохранился, и более того, активно работает древнейший пласт верований не связанный с представлениями о духах, называемый фетишизмом. Суть его заключается в том, что сами предметы на определенной стадии развития наделяются теми или иными сверхестественными свойствами. Живыми и способными оказывать влияние на человека ( помогать, вредить ) считались предметы, похожие на зверя, птицу, рыбу, человека и т.д. В древнейшие времена возник обычай бережно хранить, а также делать самим, такие предметы-амулеты. Именно из таких представлений вытекает идолопоклонство - обычай грубо вытесывать антропоморфные фигуры, очень характерный для хантов. Фетишистские представления у хантов очень слабо деформированы более поздними - анимистическими.
К древнейшему периоду относят также тотемистические представления, предполагающие веру в родство группы родственников с каким либо животным. Отсюда формируются разного рода запреты на убийство животного, и формируются различные формы почитания зверя - то есть культ.
Практически у всех коренных народов Сибири был развит культ медведя. В прошлом каждая хантыйская семья хранила в доме медвежий череп.Медведю приписывалась способность охранять человека от болезней, разрешать споры между людьми, подгонять лося к самострелу. Отношения между медведем и людьми добывшими его, раскрываются на так называемом медвежьем празднике. Его назначение усматривают в стремлении помирить медведя (его душу) с убившими его охотниками. Медведь выступает в двух ипостасях: как источник пищи и как родственник человека, его предок. Обряд распространен по сей день. Представления о медведе схожи у всех групп угров.
Широко распространено о хантов почитание лося. Лось - символ достатка и благополучия. Как и медведь, лось приравнивался к человеку, о них нельзя было говорить плохо. Лося называли не собственным именем, а прибегали к описательным формулировкам. Типа "вещь с длинными ногами".
Огромным почитанием пользовалась лягушка, которую называли "между кочек живущая женщина". Ей приписывается способность дарить семейное счастье, определять количество детей, облегчать роды и даже играть заметную роль при выборе брачного партнера. По рассказам васюганских хантов, молодой мужчина якобы мог "присушить" понравившуюся ему женщину, пришив косточку лягушки к рукаву своей одежды и при первом удобном случае как бы нечаянно прикоснувшись к женщине. Изображение лягушки, вышитое бисером на платке, держали перед рожавшей женщиной для того, чтобы обеспечить новорожденному крепкое здоровье и долгую жизнь. У хантов существовал запрет отлавливать лягушек и использовать их в качестве насадки. Запрещалось есть щуку или налима, если в них находили остатки лягушки.
Медведь, лось и лягушка почитались повсеместно. Кроме того, зафиксировано особое отношение к животным и птицам со стороны представителей отдельных семей. Например, на Сыне только Еприны не могли убивать журавля, только Куртамовы не могли добывать горностая. На Казыме священными считались летучая мышь, пескарь, кошка; на Васюгане, Агане и Пиме - бобер. С каждым из запретных животных люди связывали свою жизнь, благополучие.
Предки хантов искали поддержку у деревьев. Пару растущих рядом деревьев называли дедушкой и бабушкой. Кроме того, дерево мыслилось как лестница, которая связывала земной, подземный и небесный миры.
Много тысячелетий насчитывает почитание огня. Особенно домашнего очага. У хантов огонь представлялся женщиной в красном халате, которая требовала определенных правил обращения с ней. Считалось, что огонь предсказывает ближайшие события, разговаривая треском. Были особые специалисты, которые могли с ним общаться. За огнем признавалась способность защитить и очистить. Считалось, что он не даст войти в дом злым духам, снимет порчу с оскверненных предметов. По всей вероятности, огонь для предков хантов был одним из первых богов.
Богами были и фантастические человекоподобные существа. У иртышских хантов известна своей неограниченной властью богиня Санге, которая ассоциировалось со светом. У восточных хантов это - Анти-Пугос, а у северных - Калтась. Первыми лучами солнца она посылает душу новорожденного и только благодаря ей происходит зачатие. Богиня отмеряет продолжительность жизни каждому человеку, ее золотой посох весь увешан нитями с узелками. Расстояние от узелка до посоха, это и есть длина жизненного пути.
У хантов сильны представления о духах-хозяевах местности, которые изображались в виде идолов. Более или менее одинаковыми у всех групп угров выглядели амбарчики - жилища хозяев-идолов. Изображения хозяев и их одежда, подносимые подарки были индивидуальными. Полагали, что духи местности как и люди любят блестящие металлические украшения, бусы, бисер, меха, стрелы, трубку с табаком. Еще и поныне в некоторых местах можно обнаружить такие амбарчики, в которых хранятся подобные диковинные предметы.Такие мифические фигуры можно назвать божествами, так как это существа высшего ранга. Это стражи не только местного, но и мирового порядка, их можно только просить, но наказать их человек был бессилен.
Были существа более низкого ранга, в виде человекоподобных фигур разного уровня: личные, семейные, родовые. Семейного или домашнего духа чаще всего символизировала деревянная фигурка в форме человека, либо сверток из тряпок с бляхой на месте лица. Хранил идолов и заботился о них мужчина - глава семьи. От семейного духа зависело благополучие и достаток семьи. Сколько заботы будет проявлено о духе ( деревянной фигурке), столько же заботы будет проявлено им о человеке.
Оказать внимание каком-либо духу можно было тремя путями: посетить его самому, передать подарок через кого-либо и наконец, обратиться с просьбой, находясь далеко от его изображения. Последний способ стал практиковаться сравнительно недавно, потому что связан со способностью духа быть вездесущим, т. е. со способность души покинуть тело.
Представления у блуждающих душах у хантов стали распространяться, когда началось массовое крещение в XVII в. Христианские догматы не были усвоены хантами так, как хотелось бы деятелям русской церкви. Шаманы считались куда более надежными помощниками, чем Иисус Христос или Богородица. В результате традиционные воззрения переплелись с элементами христианства. К христианским иконам ханты стали относиться также как к духам: им приносили жертвы в виде кусков ткани и украшений. Бог Торум ассоциировался со святым Николаем. Ханты его называли Микола-Торум. Считали, что по небу он ходит на подбитых лыжах и следит за миропорядком, наказывая за нарушение норм поведения. Хантыйская богиня Анки-Пугос, стала восприниматься как Богородица, а Богородица, в свою очередь оказалась наделенной функцией ясновиденья. В хантыйской среде были уважаемы женщины, которые по сновидениям предсказывали будущее.
Антон, это целый пласт наших с Даном взаимоотношений.Gesund писал(а):Где это вы в глуши колесико такое отыскали?
Давайте тему создадим типа "самоучитель по фотографии?" и будем там опытом делиться от самых простых вещей, до сложных - кому что захочется. Я не профи, но немного разбираюсь - чем смогу - помогу.Sveta писал(а):Завидую тем кто умеет управляться с этой "чертовой машинкой" - фотоаппратом
Daos писал(а):Давайте тему создадим типа "самоучитель по фотографии?" и будем там опытом делиться от самых простых вещей, до сложных - кому что захочется. Я не профи, но немного разбираюсь - чем смогу - помогу.
я-я-я первая в очереди в ученики))) фотоаппарат купила недавно а пользоваться им еще толком не разберусь а у тебя ТАКИЕ фотографии обалденные)) скорее делись опытом и побольше-побольше))Давайте тему создадим типа "самоучитель по фотографии?" и будем там опытом делиться от самых простых вещей, до сложных - кому что захочется. Я не профи, но немного разбираюсь - чем смогу - помогу.
- обратила внимание, что когда у собаки внешние углы глаз чуть опущены, получается такое немного грусное, философское выражение морды. типо : вся жизнь-суета.Daos писал(а):Ну и куда без ротвейлера в этой красоте?)))