Страница 1 из 1

О роли социализации в развитии щенка

Добавлено: 17 фев 2011, 09:36
Corbie
О физических контактах

…Прикосновение — комфортное ощущение от контакта — успокаивает щенка, это чрезвычайно важно для развития зрелого и здорового разума.
Эксперименты Гарри Херлоу на макаках в Университете штата Висконсин в конце пятидесятых показали, что когда животных ограничивают в прикосновениях, это может вызывать у них недомогание. Детеныши обезьяны, изолированные от своих матерей и молодых обезьян с самого рождения, вырастали с тяжелыми и серьезными нарушениями поведения. Они лежали, припав к земле, без движения весь день или сами себя обнимали. Они монотонно раскачивались, бились головой о стену и сами себя калечили.
Прикосновения — это самые ранние ощущения как у собак, так и у нас. Тактильные ощущения важнее всех других для развития нормальной взрослой особи. Собаки, ограниченные в ощущениях прикосновения, вырастая, становятся зависимыми, пугливыми и замкнутыми. Значимость тактильных ощущений сохраняется на протяжении всей жизни собаки.

О социализации

...Так как мозг щенков находится еще в зачаточном формирующемся состоянии, опыт, который они получают в это время, оказывает громадное влияние на развитие разума.
Контролируя окружение щенков, мы можем реально повлиять на окончательную форму и структуру разума собаки. Ранние игры — стрессы — в этом возрасте действительно способствуют эмоциональному развитию собаки и, вероятно, увеличивают ее способность преодолевать стрессы в дальнейшем. Легкие стрессы в самом начале жизни воздействуют на гипоталамо-гипофизарную систему, тонко настраивая ее на чувствительную и адекватную реакцию в дальнейшей жизни гораздо лучше, чем что-либо другое. Электроэнцефалограммы показывают, что собаки быстрее достигают зрелости, если в раннем детстве их подвергают легким стрессам. Именно они улучшают способности уже взрослых собак разрешать проблемы. Остается вопросом, какова оптимальная сила стресса, который должен испытывать щенок, так как уже известно, что слишком сильный стресс в раннем возрасте ведет к последующему замедленному развитию. Майкл Фокс, например, стимулировал щенков поглаживаниями, резкими звуками, вспышками света и упражнениями на балансировку. Он обнаружил, что у щенков развились более крупные надпочечные железы, а когда они выросли, то все как один оказались доминантными в ситуациях, требующих конкурентной борьбы. Далее в жизни им лучше удавалось «сохранять ясную голову», «обходя» проблемы, они делали меньше ошибок, а поставленные задачи решали быстрее и четче.
Это наблюдение ясно свидетельствует, что легкие стрессы даже в неонатальном (возраст щенка от рождения до двух недель) периоде жизни способствуют развитию разума щенков, а постоянная температура, комфорт и отсутствие неблагоприятных условий НЕ ДЕЛАЮТ щенков лучше. Легкие стрессы ускоряют рост тела, уменьшают эмоциональность и, вероятно, увеличивают устойчивость собаки к определенным болезням. (Крысы реже, чем собаки, страдают язвой желудка после стресса.) Остается вопрос, какой силы должен быть стресс, чтобы он пошел во благо.
Мы вмешиваемся в жизнь новорожденных щенков почти так же, как в жизнь своих собственных детей. Это «эпизодическое» ухаживание, неестественное в том смысле, что происходит только в отношении собак, которых мы растим, само по себе достаточно для стимуляции развития разума щенков.
Наиболее важно понять в отношении неонатального периода развития собаки, что политика опущенных рук, политика «оставления щенков на откуп природе», допущение того, что мать «естественно» ведет себя со щенками, определенно не в их интересах. Разум щенка будет развиваться быстрее и качественнее, если с самого рождения загружать его органы чувств различными ощущениями.
В Америке в рамках программы подготовки собак-поводырей для слепых провели исследование на предмет выяснения, какие факторы требуются для подготовки хорошей собаки-поводыря, и исследователи пришли к обоснованному выводу. Отмечалось, что часть собак, безупречных при других обстоятельствах, проваливали свои окончательные тесты, потому что были не способны принять независимое решение, такое, как отказ подчиняться командам, которые могли бы подвергнуть опасности их слепого владельца. Исследование выявило недостаток внимания к одному-единственному фактору. Почти 90% щенков, которые покидают свой питомник для малышей в двенадцатинедельном возрасте или раньше, успешно сдают выпускные тесты. Из тех же щенков, которые задерживались в своих питомниках на три недели и дольше, только 30% стали поводырями. Различие всего лишь в три недели в этот период их жизни стало основной причиной неудач их дальнейших тренировок.
Стремительно набираемый за время критического периода социализации юношеский опыт имеет величайшую важность как для служебной собаки, так и для ее спутника. Воистину частота ошибок собак поводырей резко возрастает, если они должным образом не прошли социализацию к людям и их окружению. Собака-компаньон будет также менее дрессируемой, если она слишком много времени провела в питомнике.
Этот факт уже признают специалисты по поведению собак, живущие по обе стороны Атлантического океана. Доктор Виктория Войт, наиболее уважаемый ученый в области поведения собак из США, и доктор Роджер Магфорд, выдающийся крупный специалист по поведению собак из Великобритании, утверждают, что критически значимо именно то, что щенок получает хозяина примерно с седьмой по восьмую неделю жизни, во время пика периода социализации.
Интересный эксперимент Гарри Харлоу, проведенный на обезьянах, показал, что без раннего социального опыта обезьяны становятся пугливыми, замыкаются в себе, сторонятся общества и даже склоняются к аутизму. Также из них получаются плохие матери. Социальная активность каким-то образом учит животных, как быть хорошими матерями. Щенки, которым запрещают играть вплоть до двенадцати недель жизни, могут проявлять ненормальное поведение, включая нанесение себе повреждений для того, чтобы снять внутреннее напряжение. Они становятся плохими учениками, очень бо¬ятся людей, животных и шума, они робки и асоциальны. Они будут избегать раздражителей и с неохотой исследовать окружающий мир. Короче говоря, это — плохие собаки.
Во время периода социализации игровая активность устанавливает социальные связи и учит щенка «сдерживающим укусам» — мягкой пастью, а также ритуалам приветствия. Щенки, которые на этом этапе не играют с другими щенками, могут стать избыточно привязанными к человеку и начать бояться собак. В этом одна из причин, почему лучше не брать щенка, который один в помете или же в помете самый слабый. Есть и другая крайность. Если щенки просидели в конуре в течение своего периода социализации, у них, скорее всего, разовьется общая боязнь незнакомой обстановки и они будут излишне возбудимы или же излишне подавлены. Они будут плохими учениками, так как будут пытаться избегать раздражителей. Между третьей и восьмой неделями жизни щенков следует помещать в потенциально пугающее окружение: дети, аэрозольные баллончики, пылесосы, ветеринары, почтальоны, коты, уличный шум, — и эту активизацию сенсорных ощущений следует продолжать на протяжении всего периода социализации вплоть до двенадцатой недели жизни и далее в юношеском периоде. Помните, что во время этого периода щенки наиболее восприимчивы. Собаки, которые не видели людей на протяжении всего периода социализации, асоциальны, трудно поддаются дрессировке.

Брюс Фогл "О чем думает собака" , 2004г