Ну вот и отлично, хоть в чем-то имеем консенсус))) Продолжим?
Учиться можно тремя способами-
1.Лично наступить на грабли. Способ очень эффективный. Поскольку от взаимодействия рукоятки со лбом впечатления неизгладимые, учиться этим способом могут даже те, у кого совсем нет
2. Видеть, как на грабли наступает кто-то другой.
3. способ для продвинутых, имеющих 2ю сигнальную систему- послушать рассказ о том, как кто-то наступил на грабли.
Поскольку у собак 2я сигнальная система не развита, учиться (получать информацию) они могут или сами наступая на грабли, или таки да-через
. Наблюдая за поведением, реакциями, мимикой, движениями глаз. И в том, что касается невербальной коммуникации, собаки лучше нас.
Это к чему? К тому, что люди, часто сами не осознавая, передают собакам информацию. И эта палка-о двух концах. С одной стороны собаку можете своими сигналами настроить в нежелательный для вас тонус. С другой стороны, можете облегчить передачу информации в нужном для вас ключе. И не только касаемо встречных прохожих, когда хозяин сам не желая, высылает сигнал собаке "этот мужик возможно опасен". Например при обучении охраны вещи важно, куда и как смотреть фигуранту.
Ну и еще об осознанной или неосознанной охране территории (хозяина). Именно достаточно зрелые, уверенные в себе собачки, владеющие собой, могут осознанно охранять территорию или членов стаи. Именно охранять и защищать СВОЕ, а не рефлексировать при резких движениях фигуранта. И не поднимать истерику по поводу того, что чужак нарушил индивидуальное пространство.
У нас вон на площадке таких рефлексирующих полно. Сидят в боксах овчарки. Подхожу чтоб своего закрыть (или забрать)- а они злобно орут в соседних боксах. Причем бесполезно с ними разговаривать, успокаивать (они все меня видели не раз). Они боятся и притом остервенело орут, не потому что охраняют свой бокс, а потому что сидят в замкнутом пространстве, не могут уйти, а я резко вторглась в пределы их индивидуальной дистанции. Это вот как раз и есть признак слабой НС.